При продаже часов на браслете, очень часто возникает проблема, как укоротить браслет на месте продажи часов. При продаже ремешков возникает вопрос как его заменить на месте продажи. Действительно это большой плюс, когда это можно сделать при покупателе за несколько минут. Часто от покупателей можно слышать вопрос, как окончательный и решающий аргумент в пользу покупки: «А браслет укоротите?» или «Вы ремешок мне сразу новый поставите?». «Кликайте» по фото, чтобы их увеличить.
В настоящее время 99% занимает несколько основных видов (и их сочетание) крепления:
1. Штифтовое соединение звеньев в браслете и крепление к корпусу часов на пружинной шпильке.
2. Полное штифтовое соединение и звенья между собой и сам браслет крепится к корпусу часов этим способом.
3. Винтовое соединение.
4. Пружинное соединение звеньев в браслете и крепление к корпусу часов на пружинной шпильке.
С креплением ремешков тоже несколько совершенно аналогичных видов крепления:
1. Пружинная шпилька.
2. Штифтовое крепление.
Нужно отметить, что эти способы крепления часто сочетаются в совершенно хаотичном виде в разных часовых брэндах и нужно иметь некоторый навык и опыт для того, чтобы понимать, как в данном конкретном случае изготовлен браслет и как он крепится к часам. Мы были несколько раз свидетелями, когда часовые мастера с опытом, редко, но было и такое, ошибались и выбивали пуансоном винты на браслете, женские часы ALFEX пострадали очень. Этот брэнд только появился на Российском рынке и в силу своей мало известности, мастер не обратил внимание, что это были винты. А если говорить о мастерских «на коленках», то вероятность попрощаться с хорошим браслетов возрастает в разы. Наверное 90% часов средней ценовой категории, примерно до 20 тысяч рублей, имеют 1 способ крепления. Это связано с тем, что в настоящее время это самый дешевый и поэтому распространенный метод крепления. Поэтому мы поговорим прежде всего об этих часах. В журнале ЧБ № 2 за 2014 год на стр. 74 вышла короткая, но информативная статья на эту тему. Все лаконично и очень точно описано. Я согласен с автором на все 100%. Действительно, лучше иметь хороший профессиональный набор инструментов для красивой, удобной замены и укорачивания браслета. И именно так и нужно поступать, потому что это лицо Вашей организации, это снижает риски при работе с чужими часами, профессиональным инструментом удобно и безопасно работать. И еще много причин по которым нужно приобретать хорошие качественные инструменты. Но практика показывает, что при замене ремешков и укорачивании браслетов особенно в региональных магазинах, редко можно встретить набор нормальных инструментов. Поэтому мы будем отталкиваться от того, что дешево и доступно в настоящее время для каждого магазина. Если Вы работаете профессионально, точно, аккуратно и все у Вас получается на отлично, то поверьте, что Вы заслужите не меньшее признание покупателей, чем если Вы будете работать профессиональными инструментами, но повторюсь — лучше иметь хороший профессиональный набор инструментов! Потому что простые часы с пружинными шпильками Вы осилите подручными средствами, а винтовые крепления дорогих часов Вы просто испортите. Простую крышку «хлопушку» на дешевых часах можно закрыть и об угол стола, но как показывает практика, когда Вы это делаете с часами за 3 тыс. долларов, именно эти часы почему-то ломаются. Или когда Вы пытаетесь открутить дешевой отверткой заднюю крышку на дорогих часах, именно здесь Вы срываете шлицы на винте и в итоге ремонт становиться баснословно дорогим.
Для эксперимента возьмем старенький, но любимый TIMEX и набор недорогих подручных средств. На фотографии Вы видите: отвертка (ее сложно назвать часовой), канцелярская скрепка, съемник для укорачивания браслетов он у нас заменит пуансон. На счет последнего профессионального инструмента часовых мастеров пуансона нужно сказать отдельно. Для часовщиков это хороший подручный инструмент, которым они выполняют много несложных операций, суть которых сводится к тому, что они выбивают или выдавливают из отверстий что-то молотком или руками. Я хочу Вас предупредить, что для начинающих «мастеров» лучше избегать этого инструмента, он очень не предсказуем, я лично был свидетелем, когда мастер с опытом, практически испортил браслет с «золотым» покрытием (нитрид титана), когда укорачивал браслет. Он ударил по пуансону молотком, штифт легко провалился и пуансон оставил след на торцевой части браслета, содрал покрытие. Единственное преимущество пуансона, это то, что обычно это набор с разными диаметрами рабочих частей — «жала». Съемник (синего цвета на фотографии) такой ошибки не допустит. По сути это винтовой пуансон. По которому не бьют молотком, а аккуратно вкручивают, тем самым контролируя давление на штифт, и когда он начинает «упираться» процесс останавливают. Когда по пуансону лупят молотком с неизвестными последствиями, удар остановить невозможно. Последствия часто критические. Настоящие мастера себе это могут позволить, у них в арсенале огромное количество инструментов, опыта и знаний, они могут 90% проблем устранить не выходя со своего рабочего места и об этом никто ни когда не узнает. В магазине такой возможности нет. Большинство мастеров работают на виду у клиентов, но на приличном расстоянии, чтобы было видно что делает мастер с Вашими часами, но не видно интимных подробностей. В магазине, часто бывает так, что клиент «нависает» над участником мероприятия и дышит так, что часовое стекло запотевает с которым в данный момент работает «мастер» — продавец-консультант «Ирина». Еще хочется открыть небольшую тайну, у нашего «винтового пуансона» рабочая часть «жало» с ручкой, выкручиваются полностью и может в некоторых ситуациях использоваться, как «настоящий пуансон». Это нужно бывает когда ширина женского браслета очень тонкая и выдавить на «станке» не возможно. Или когда меняете ремешок на штифте. И еще совет, попробуйте вставить такой «пуансон» в отверстие из которого нужно выдавить штифт и просто немного надавите сверху рукой. В 90% штифт выйдет и не придется бить молотком вообще. Единственный недостаток нашего с Вами «пуансона» это то, что у него фиксированный диаметр «жала», но плюс, что этот диаметр перекрывает, наверное 98% потребностей. Еще один плюс, что жало сменное. Не нужно постоянно покупать «аппарат» целиком в случае поломки рабочей части. Итак первая операция, которую можно и не делать, особенно когда у Вас появиться немного опыта, сделали мы ее для наглядности. Берем канцелярскую скрепку, немного ее разгибаем, вставляем в отверстие крепления застежки браслета, надавливаем сверху и тихонечко смещаем в бок. Одновременно сверху обязательно нужно придерживать, прикрывая свободным пальцем левой руки место разъединения, иначе пружинная шпилька улетит от Вас метров на 8 в неизвестном направлении. Я бы предварительно запасся набором таких пружинных шпилек. Очень часто при замене ремешков приходится менять пружинные шпильки. К сожалению они сгнивают, портятся, пружинная часть выходит из строя и мне приходилось при замене ремешка буквально перекусывать такую шпильку, чтобы поменять ремешок. Ломать в таких случаях шпильки нужно очень аккуратно, можно повредить отверстие в корпусе часов, особенно когда материал корпуса не нержавеющая сталь, а какой-нибудь сплав, который по плотности намного меньше, чем сама шпилька. Имейте это ввиду. Все браслет разъединили. Теперь переходим к главному. Нужно снять с браслета лишние звенья. Нам нужно определиться, что за браслет у нас в руках и главное не перепутать, как звенья крепятся друг с другом. Внимательно смотрим на внутреннюю часть браслета возле пряжки. Если Вы видите что на внутренней части нанесены рисунки стрелочек, как на фотографии, значит перед Вами браслет с штифтовым соединением и Вам понадобится наше верное средство «винтовой пуансон». Имейте ввиду и это очень важно! Выдавливать штифт нужно в ту сторону куда показывают стрелочки, а не наоборот! Дело в том, что если Вы внимательно с двух сторон исследуете торцевую часть браслета с отверстиями, то обнаружите, что с одной стороны отверстие значительно уже. Сам штифт по сути выполняет роль V — образной пружины, которая имеет форму клина. Узкая часть цельная с круглым и острым носиком, широкая часть раздваивается и имеет почти на самом конце по одному изгибу на каждой половинке. Внутрь браслета этот штифт вставляется узким цельным носиком в большое отверстие, внутри штифт изгибами фиксируется и не выпадает из браслета. Поэтому важно вставлять штифт до конца, чтобы ни какая часть из браслета не торчала, иначе он через какое-то время развалится. Теперь устанавливаем браслет на «станок», как Вы видите на фотографии. «Жало» аккуратно вставляем в узкое отверстие в торце браслета, и начинаем потихоньку закручивать ручку (на фото с желтыми колечками) вращательными движениями по часовой стрелке. Давление на штифт происходит в направлении в котором указывают стрелки на браслете. Если закручивать медленно и аккуратно, в какой-то момент Вы почувствуете, как щелчок, это стронулся с места штифт и начинает свое движение в нужную для нас сторону. Иногда этого не бывает, штифт выходит без всех выше описанных признаков. Если Вы закручиваете медленно и чувствуете, что ничего не происходит, а рабочая часть «жала» начинает напрягаться и есть признаки того, что оно начинает изгибаться, а усилия Вам приходится прикладывать, значит что-то не так. Или жало не попало в отверстие, сместилось, пока Вы передвигали и приспосабливались, или давите не в ту сторону, но в любом случае нужно остановиться и прекратить давление, пока причина для Вас не станет очевидной. Но в нашем случае все в порядке, показался кончик штифта и его можно вытаскивать. Для этого мы воспользуемся нашим инструментом, канцелярская скрепка. Меняем съемник на скрепку и проталкиваем штифт дальше. Вытаскиваем из браслета пальцами. Мы делаем это скрепкой для того, чтобы штифт не повредить. Можно его вытащить и плоскогубцами или другим подобным инструментом, но делать этого не стоит. Так как мы для обучения снимаем только одно звено, операцию повторяем и отсоединяем звено с другой стороны браслета. В итоге получаем одно свободное звено. Редко так бывает, что нужно снять одно звено, обычно снимают симметричное количество с каждой стороны от застежки. Если снять с браслета звенья только с одной стороны, часы потеряют симметричность и человеку такие часы будет носить дискомфортно. Теперь вернем звено на место. Совмещаем отверстия звена с браслетом. Вставляем штифт, как показано на фото. Острым -узким концом вставляем в широкое отверстие против направления стрелочек на браслете! Делаем это сначала с одним штифтом, потом эту-же операцию проделываем со вторым штифтом. Итог видно на фото. Вставлено руками 2 штифта в браслет, до упора. Дальше прижимаем чем-то деревянным или пластиковым, чтобы не поцарапать браслет, сначала один штифт, потом другой. При этом держим браслет в руках, а давим на штифт. Теперь опять вставляем в станок и придавливаем оба штифта, чтобы они не торчали. Ориентируйтесь на соседние звенья, которые установлены на заводе и которые Вы не трогали.
Теперь давайте попробуем вообще отсоединить браслет от часов. Для этого аккуратно отверткой подходящего размера, прижимаем верхний выступ шпильки и придерживая ее, чтобы она не совершила полет, отсоединяем браслет от часов. Нет ничего сложного, но сразу хочу Вас предупредить. Лучше для этой операции иметь настоящий, профессиональный съемник. Отверткой сделать эту операцию весьма проблематично. Да и не так дорого стоит этот инструмент, чтобы на нем экономить. Очень часто бывает так, что люди хотят поменять браслет на ремешок и ремешок на браслет. Поэтому этот инструмент очень востребованный. Прежде чем принять от клиента предложение о смене, посмотрите на то, что Вам предстоит сделать, очень часто бывает, что конструкционные особенности данной модели часов требуют каких-то специальных инструментов без которых Вы сделать этого не сможете. Поэтому лучше отказаться до того как…, а не в процессе. Или еще хуже, когда Вы сделали половину работы и Вам стало понятно, что установить обратно Вы все это дело не сможете. Оценивайте и если необходимо вежливо отказывайте. Всегда лучше сказать правду, что у Вас нет технических возможностей и инструментов, чтобы выполнить эту работу. Часто производители часов делают специальные крепления или фигурные выступы на ремешках, чтобы универсальный ремешок поставить на место родного было проблематично, или не возможно. Есть такие часы, что кажется, что подогнать, доработать универсальный ремень и он встанет, как родной, а в процессе выясняется, что это практически невозможно. В результате Вы видите на фотографии, что мы получили: браслет отсоединен, есть дополнительное звено, которое несет декоративную функцию, делает зрительно едиными браслет и часы, и пружинная шпилька, которая у нас ни куда не улетела. Аналогичным образом отсоединяем и вторую часть браслета от корпуса часов. В случае штифтового крепления браслета к корпусу часов нужно поступить, как при съеме звеньев с браслета. Только использовать полностью съемник в собранном состоянии не удастся. Нужно открутить и полностью вытащить из приспособления рабочая часть «жало» с ручкой и использовать ее как пуансон. Сначала установить часы вертикально в прорези станка из которого мы выкрутили пуансон, потом вставить «жало» в отверстие корпуса со стороны самого маленького отверстия и просто надавить на на него сверху. Если выдавить не получилось, можно сверху подбить молоточком, штифт легко должен выйти на несколько миллиметров. И в конце можно воспользоваться нашей канцелярской скрепкой. В случае если Вам встретилось винтовое крепление ремешка или браслета очень рекомендую без профессиональных инструментов менять ремешок или браслет, или укорачивать браслет, даже не пробовать. Дело в том, что шлицы сделаны под отвертку, простая отвертка с этой задачей не справится, нужен потанс. Это приспособление которое позволяет откручивать винты на таких корпусах и браслетах. Нижнее «жало» отвертки закреплено статично, а верхнее вращается. Часы устанавливаются таким образом, что нижняя отвертка держит шлицы с одной стороны, а с другой стороны вращающаяся отвертка откручивает винт. Винты с обеих сторон утоплены в корпус часов или звенья браслета. Есть еще одна проблема с которой часто сталкиваются начинающие — это то, что некоторые производители дополнительно закрепляют резьбу клеем или как его еще называют лаком. Это касается винтов и задней крышки часов и браслета и корпуса. Но мне кажется, что всего из общего количества часов наверное не больше 10% часов имеют винтовые соединения ремешка и браслета. Поэтому нужно об этом знать или купить необходимый набор инструментов и научиться делать это более профессионально.Все осталось собрать браслет и установить пряжку на место, чтобы часы приняли первозданный вид. Я сделаю это отверткой. Для этого я вставляю выступающую часть шпильки в нижнее отверстие пряжки, потом аккуратно прижимаю верхнюю пружинную часть и вставляю ее в проем пряжки, затем попадаю вторым концом шпильки в отверстие. Не забывайте придерживать сверху, когда попадаете в отверстие. Шпилька может улететь.Вот и все. В освоении всего описанного выше нужна практика. Чем больше и чаще Вы меняете и укорачиваете, тем проще это становиться делать. Через какое-то время Вы будете делать это не задумываясь. Обязательно прочтите статью в ЧБ № 2 за 2014 год на стр. 74. Эта дополнительная информация, которая написана профессиональным мастером, думаю, что она расширит Ваше представление и понимание. О замене ремешка читайте отдельную статью.